Сафиуллина Динара Рафаэловна, старший воспитатель

Развитие логического мышления у дошкольников посредством применения ТРИЗ-технологии

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из основных задач воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. Одной из эффективных педагогических технологий для развития логического мышления у дошкольников является ТРИЗ-технология. ТРИЗ-технология включает в себя методы и приёмы, помогающие нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.  Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие лично­сти и ее активности. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его вос­питания.  Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Изучив современные механизмы воспитания творческой личности  и проанализировав все имеющие­ся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, я пришла к выводу, что существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения  на иннова-ционную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. Следует отметить, что ТРИЗ-технология обучает  творческой педагогике  не только ребёнка, но и воспитателя. Как правило, дети с самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. Дети начинают понимать, что изобретать - это значит решать противоречия. Невозможно описать все методы и приёмы ТРИЗ-технологии, но можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ-технологии поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлечённости. Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешен в жизни. Нет, конечно, в первую очередь мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми. Но мне кажется, что возможность самовыражаться  и добиваться высот в какой-либо области – это и есть одна из сторон счастливой и гармоничной жизни. Логика же в этом играет немаловажную роль. Используя в своей работе ТРИЗ – технологию, я убедилась в том, что решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию таких умственных способностей: логика, рассуждение и действие, гибкость мыслительного процесса, смекалка, сообразительность, пространственные  представления. Не нужно ждать, когда ребёнок пойдет в школу, чтобы развить у него логическое мышление. Каждый, безусловно, рождается с определёнными способностями и талантами, но в наших руках научить ребёнка мыслить логически.

ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных образовательных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ-технологии, а также формы и методы обучения.  Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования логического мышления, воображения и речи дошкольников.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-технологии в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи. Обучение детей методикам ТРИЗ-технологии подразумевает  воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях. Систематическое изучение  методов ТРИЗ-технологии и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ-технологии, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.

В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ-технология позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает им прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.

Советы и рекомендации  при работе по формированию у ребёнка  творческого воображения и логического мышления:

1. Никаких лекций!

2. Если ребёнок ответит «Не знаю» - советуем ему подумать.

3. Максимум  экспериментальной  проверки.

4. Первая гипотеза может быть любой.

5. Никогда не говорите: «Нет, это не правильно».

6. Старайтесь выстраивать цепи гипотез.

7. Пользуйтесь только теми знаниями, образами, которые есть у ребёнка.

8. Чтобы чему-то научить ребёнка, нужно знать самому.

С самого раннего детства можно ребёнка научить думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Но не нужно начинать эту работу  стихийно, помните, что в любом деле важна системность и последовательность. Большую роль в этой работе играет преемственность  в работе детского сада и семьи. Дома при одевании предложите ребёнку сравнить туфельки младшего или старшего брата со своими: выяснить какая туфелька больше или меньше, путём прикладывания подошвы друг к другу. А во время обеда спросите у ребёнка, что он будет есть большой ложкой, а что – маленькой. На прогулке предложите собирать большие и маленькие камешки, листья красные, жёлтые, зелёные, коричневые. Принесите ребёнку много разных баночек и флаконов с крышками, чтобы он мог подбирать крышки по размеру баночек. Замесив тесто для печенья, делайте его вместе с ребёнком. Дайте ребёнку возможность  проявить фантазию, придумайте смешные названия его произведениям. Включите свою фантазию, предложите ребёнку поменяться ролями: «Представь, что случилось чудо: ты вместо меня была мамой, а я – твоя доченька».

На самом деле существует множество занимательных игр и упражнений для развития логического мышления. Хотелось бы отметить некоторые из них:

1. «Теремок» (Тренирует аналитическое мышление, учит выделять общие признаки путём сравнения.)

2. «Запомни картинки» (Развивает зрительную память, произвольное запоминание с использованием приёма  «группировки»)

3. «Да – Нетки» или «Угадай, что я загадала»

4. «Перевирание сказки»( Обучает ребёнка одновременно операции декомпозиции и композиции)

5. «Колумбово яйцо» (творчество с использованием геометрических фигур)

6. «Путешествие бабочки» (Учит ориентироваться на плоскости по слуховому восприятию команд  воспитателя) и множество других игр .

Многолетний опыт работы по воспитанию творческой личности, способной  самостоятельно ставить и творчески решать проблемы, показал, что ребёнок, овладев всеми мыслительными операциями, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное логическое мышление, развитое воображение.

4 января 2019 в 17:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.