Сафиуллина Динара Рафаэловна, старший воспитатель
Развитие логического мышления у дошкольников посредством применения ТРИЗ-технологииСовременное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из основных задач воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. Одной из эффективных педагогических технологий для развития логического мышления у дошкольников является ТРИЗ-технология. ТРИЗ-технология включает в себя методы и приёмы, помогающие нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания. Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, я пришла к выводу, что существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения на иннова-ционную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. Следует отметить, что ТРИЗ-технология обучает творческой педагогике не только ребёнка, но и воспитателя. Как правило, дети с самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. Дети начинают понимать, что изобретать - это значит решать противоречия. Невозможно описать все методы и приёмы ТРИЗ-технологии, но можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ-технологии поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлечённости. Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешен в жизни. Нет, конечно, в первую очередь мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми. Но мне кажется, что возможность самовыражаться и добиваться высот в какой-либо области – это и есть одна из сторон счастливой и гармоничной жизни. Логика же в этом играет немаловажную роль. Используя в своей работе ТРИЗ – технологию, я убедилась в том, что решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию таких умственных способностей: логика, рассуждение и действие, гибкость мыслительного процесса, смекалка, сообразительность, пространственные представления. Не нужно ждать, когда ребёнок пойдет в школу, чтобы развить у него логическое мышление. Каждый, безусловно, рождается с определёнными способностями и талантами, но в наших руках научить ребёнка мыслить логически. ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных образовательных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ-технологии, а также формы и методы обучения. Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования логического мышления, воображения и речи дошкольников. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-технологии в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи. Обучение детей методикам ТРИЗ-технологии подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях. Систематическое изучение методов ТРИЗ-технологии и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ-технологии, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности. В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ-технология позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает им прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни. Советы и рекомендации при работе по формированию у ребёнка творческого воображения и логического мышления: 1. Никаких лекций! 2. Если ребёнок ответит «Не знаю» - советуем ему подумать. 3. Максимум экспериментальной проверки. 4. Первая гипотеза может быть любой. 5. Никогда не говорите: «Нет, это не правильно». 6. Старайтесь выстраивать цепи гипотез. 7. Пользуйтесь только теми знаниями, образами, которые есть у ребёнка. 8. Чтобы чему-то научить ребёнка, нужно знать самому. С самого раннего детства можно ребёнка научить думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Но не нужно начинать эту работу стихийно, помните, что в любом деле важна системность и последовательность. Большую роль в этой работе играет преемственность в работе детского сада и семьи. Дома при одевании предложите ребёнку сравнить туфельки младшего или старшего брата со своими: выяснить какая туфелька больше или меньше, путём прикладывания подошвы друг к другу. А во время обеда спросите у ребёнка, что он будет есть большой ложкой, а что – маленькой. На прогулке предложите собирать большие и маленькие камешки, листья красные, жёлтые, зелёные, коричневые. Принесите ребёнку много разных баночек и флаконов с крышками, чтобы он мог подбирать крышки по размеру баночек. Замесив тесто для печенья, делайте его вместе с ребёнком. Дайте ребёнку возможность проявить фантазию, придумайте смешные названия его произведениям. Включите свою фантазию, предложите ребёнку поменяться ролями: «Представь, что случилось чудо: ты вместо меня была мамой, а я – твоя доченька». На самом деле существует множество занимательных игр и упражнений для развития логического мышления. Хотелось бы отметить некоторые из них: 1. «Теремок» (Тренирует аналитическое мышление, учит выделять общие признаки путём сравнения.) 2. «Запомни картинки» (Развивает зрительную память, произвольное запоминание с использованием приёма «группировки») 3. «Да – Нетки» или «Угадай, что я загадала» 4. «Перевирание сказки»( Обучает ребёнка одновременно операции декомпозиции и композиции) 5. «Колумбово яйцо» (творчество с использованием геометрических фигур) 6. «Путешествие бабочки» (Учит ориентироваться на плоскости по слуховому восприятию команд воспитателя) и множество других игр . Многолетний опыт работы по воспитанию творческой личности, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы, показал, что ребёнок, овладев всеми мыслительными операциями, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное логическое мышление, развитое воображение. 4 января 2019 в 17:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.