Сафиуллина Динара Рафаэловна, старший воспитатель
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 21511.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Сафиуллина Динара Рафаэловна (УИ №193336, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Развитие ребенка и его здоровьеРастить здоровых детей — это подлинное искусство, которое приходитсясовершенствовать всю жизнь. Здоровье ребенка для его родителей составляетглавную заботу, а порой и тревогу. Даже родившийся здоровым, ребенок нуждается впостоянном медицинском наблюдении, особенно в период раннего развития и вдошкольном возрасте. При этом родители ребенка должны быть защитниками егоздоровья и активными помощниками профессиональных медиков. Однако для этогородителям необходимы определенные знания об особенностях развития детей вразные возрастные периоды, чтобы в нужный момент распознать те или иныепризнаки заболевания.Невсе болезни у детей имеют явные внешние признаки и поэтому распознаются несразу. Выявить причину происхождения конкретного заболевания у ребенка может тольковрач, индивидуально и скрупулезно, учитывая самые разнообразные факторы,способствующие внешнему проявлению болезни. Чтобы предупредить развитие болезниу вашего ребенка, нужно предоставить врачу самые подробные сведения о своихнаблюдениях за его развитием и здоровьем. Особенностиразвития организма детей четвертого, пятого и шестого годажизниФизическое развитие. В дошкольном возрасте многиевнешние признаки у ребенка зависят от влияния окружающей среды. Неблагоприятныеусловия жизни ребенка в семье и в воспитательном учреждении, социальныебедствия и природные катастрофы приводят к нарушению нормального роста иразвития детей. Впериод первого детства (3—7 лет) мальчики и девочки мало различаются по внешнейформе тела и многим физиологическим параметрам организма. От первого года жизнидо 4—5 лет скорость роста детей замедляется. Все размеры тела увеличиваютсяотносительно равномерно. Приэтом существенных изменений в зависимости от сезонов года не наблюдается.Годичные прибавки роста составляют от 4,0 до 5,0 см, массы тела — до1,5—2,0 кг. Скорость ростовых процессов увеличивается на шестом годужизни, при этом изменяются соотношения пропорций тела. Ориентировочноеопределение показателей физического развития (длина и масса тела) позволяетсопоставить данные о развитии каждого ребенка с возрастными нормативами илиоценить пропорциональность размеров по формулам (индексам). Например, применяетсяросто-весовой индекс: I= P/L2 (т.е.вес ребенка в кг делится на квадрат роста в метрах). Ориентировочно,если результат (индекс) больше 22, то у ребенка избыточный вес, а больше 25 — ожирение;если индекс меньше 14, то у ребенка дефицит массы тела. Для медицинскихработников при проведении более точных обследований разработаны специальныетаблицы для детей разных возрастов и регионов страны. Костно-мышечная система. В возрастномпериоде 3—6 лет у детей идет формирование осанки и свода стопы. Естественныекривизны позвоночника (шейная, грудная) еще не установились и в положении лежасглаживаются. Костная ткань все еще богата органическими элементами. Этообусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, удошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении,подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так жеуплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами,из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования сводастопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детейбосиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры. Дляповышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеетдлительное, не менее 3,5—4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течениедня, из этого времени 1,5—2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В такихусловиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, которыйвлияет на скелет и функциональное состояние мышц спины. Удошкольников характерно преобладание тонуса мышц-сгибателей, что приводит кневозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именнопоэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Дляснятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физическихупражнений. 1.Ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять,расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения — 1—2 минуты. 2.Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета — напряженные рукивниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3—4 раза. Руки и плечиподнимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиваниюпозвоночника, развивает координацию движений, ловкость. 3.Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, головаприподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения — 0,5—1 минута. 4.Медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе.Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнениехорошо укрепляет мышцы спины и ног. 5.Груз на голове (книга или мешочек с песком, солью, размером 13x8 см, 500 г) — еще одинвариант упражнения с элементом ходьбы. Именно это упражнение позволит проверитьправильность осанки во время движения. Важноотметить, что в этом возрасте продолжается развитие костей запястья, аокостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенностиформирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающихвидов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра нафортепиано и струнных музыкальных инструментах. Вместес тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраставводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжиманияпальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке —«пальчики здороваются», изображения пальцами силуэтов зверей («козочка»,«зайчик», «собачка») и т.д. Такие упражнения способствуют развитию точнойкоординации мелких движений рук. Длянормального развития костной ткани детей дошкольного возраста необходимо такжеи правильное сбалансированное питание (с обязательным содержанием минеральныхвеществ — кальция, фосфора, магния и др.), обилие света и наличиеультрафиолетовых лучей солнца во время прогулок, всегда доброкачественноговоздуха в помещениях во время игр, занятий и сна, достаточный объеместественных движений. Кальций содержитсяв молоке и молочных продуктах, особенно в сыре. Фосфор содержитсяв продуктах животного происхождения: в мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах,желтке. Потребность детей в фосфоре в 1,5 раза выше, чем взрослых. Магний содержитсяв продуктах растительного происхождения. Всвязи с разным сочетанием пищевых ингредиентов в продуктах питание детей должнобыть разнообразным. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, мясо, овощи,сахар) обязательно включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба)даются не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктовдолжен быть использован. Оходе развития и биологическом возрасте дошкольников позволяет судить сменамолочных зубов на постоянные, которая начинается с 5—6 лет. Молочные зубы удетей нежные и хрупкие, это следует помнить при организации питания детей.Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. Всвязи с тем что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами,следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детейдошкольного возраста. Осмотр ротовой полости стоматологом должен осуществлятьсяне реже двух раз в году с обязательным лечением всех обнаруженных кариозныхзубов. Началопрорезывания первого большого коренного зуба у девочек и мальчиков приходитсяна 5,5 лет, а переднего резца у мальчиков — в 5,8—6,0 лет, у девочек несколькораньше — в 5,5—5,7 лет. Конецпрорезывания центрального резца у мальчиков и девочек приходится на 7,5 лет. В6 лет начинает прорезываться боковой (второй) резец. Его прорезываниезавершается в 8 лет. Вверхней челюсти постоянные зубы прорезываются чуть раньше, чем в нижней. Скостной системой органически связаны мышечная система и инервационный (нервный)аппарат, ибо они совместно обеспечивают движения человека: от 3 до 5 летвеличина мышечных усилий у детей повышается. Постепенно устанавливаютсясодружественные движения рук и ног. Удетей на пятом году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища,преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы(например, кисти рук) далеки от своего полного развития. Дети в 5—6 лет успешноовладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза котороготолько появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движенийнедостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенкуеще сложно. К 4 годам ребенок должен уметь ходить на носках,высоко поднимая колени, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске,положенной наклонно (с приподнятым на высоту 30—35 см концом), догонять иубегать со сменой направлений, прыгать на одной ноге, перепрыгивать черезнебольшие препятствия (5 см),бросать мяч не менее чем на 2,5 м, попадать мячом в ящик с расстояния1,5—2 м, влезать на гимнастическую стенку. К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать,поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см,перепрыгивать через предметы высотой 5—10 см; прыгать на одной ноге,продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5—6,5 м; бросать двумя руками снизу,из-за головы; попадать в цель с расстояния 2—2,5 м; ходить на четвереньках,опираясь на стопы и ладони. К 6 годам прибавляются следующие требования:стоять на одной ноге, пройти 3—4 м с закрытыми глазами; прыгать с места вдлину на 80 см;с разбега — не менее, чем на 1 м;в высоту прыгать на 20 см;прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния3—4 м и вдаль на 5—9 м; делать «ласточку» без поддержки взрослого;проходить по гимнастической скамейке. Развитиекисти и фаланг пальцев руки позволяет детям уже на 4-м году жизни держатькарандаш. Совершенствование координации движений и зрительно-пространственноговосприятия позволяет детям хорошо копировать геометрические фигуры, изображатьна рисунке человека, что также говорит о достаточно высоком развитиипредставлений и понятий. На6—7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников имладших школьников успешно совершенствуются. И все же у 1/3 детей отмечаютсяотклонения в развитии общей и мелкой моторики. Дети 5—6 лет с отклонениями всостоянии здоровья, в том числе и часто болеющие, нередко отстают в развитиимоторики и речи. Дыхательная система. Вдошкольном возрасте продолжается развитие органов дыхания. Одной изособенностей бронхолегочной ткани у дошкольников является большое количествокровеносных и лимфатических сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой оболочкигортани, трахеи и бронхов является причиной более выраженных воспалительныхреакций у детей дошкольного возраста в виде отеков слизистой оболочки ивлажного кашля при острых респираторных заболеваниях.
Органы зрения. Развитиеорганов зрения у детей в 4—6 лет еще не завершено, и интенсивное формированиезрительной функции во многом зависит от внешних условий. Поэтому особоевнимание следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения иснижения работоспособности мышц глаза.
Всвязи с ранним введением развивающего обучения дошкольников на пятом году жизниначинают уделять больше времени рисованию, вырезанию, склеиванию, штриховке идругим действиям. При этом голова ребенка находится в склоненном состоянии,особенно резко выраженном при неправильной рабочей позе. Длительное склоненноеположение головы затрудняет отток крови от глаз, вследствие чего увеличиваетсявнутриглазное давление, изображение от более отдаленных предметов уже непопадает в сетчатку. Для снятия напряжения глаз и профилактики глазных болезнейприменяется специальная гимнастика — офтальмотренаж. 1.«Бегунки» — во весь лист ватмана изображается волнистая линия, в начале которойизображена какая-либо цветная фигура, например, кораблик. Лист ватманарасполагается на стене, противоположной от стоящего ребенка, которомупредлагается проследить зрительно, как кораблик будет плыть по заданнойтраектории. Траектория, по которой дети «бегают» глазами, может быть в видеовала, «восьмерки», зигзага, спирали. Толщина линии — 1 см. 2.«Перевод взгляда» — на трех стенах комнаты прикрепляются яркие картинки сосказочными сюжетами. Величина картинки в пределах стандартного альбомноголиста. Стоящий у четвертой стены ребенок с поворотом головы попеременнорассматривает рисунки. 3.Упражнения для мышц глаза: · крепкозажмурить глаза на 3—5 секунд, затем открыть глаза на 3—5 секунд; · моргатьбыстро в течение 15—20 секунд; · пальцамирук прижать закрытые верхние веки, через 1—2 секунды снять пальцы с век; · смотретьперед собой вдаль в течение 2—3 секунд, затем поставить указательный палецвытянутой правой руки перед лицом, перевести взгляд на конец пальца и смотретьна него 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз. Дляпрофилактики нарушений зрения особенно строго должны соблюдаться требования кдостаточной освещенности помещения и рабочего стола, за которым занимаетсяребенок, а также пристальное внимание следует уделять правилам общения детей5—6 лет с компьютером (ПЭВМ) и телевизором. Нарушение требований кпродолжительности пребывания у экрана, их частоте и оптимальному цветовому фонуэкрана видеотерминала вызывают утомление глаз, снижение функциональногосостояния аккомодационного аппарата. Длядетей дошкольного возраста просмотр телепередач или пребывание у видеотерминалакомпьютера допускается не чаще 3—4 раз в неделю по 15—20 минут. Припросмотре TV в помещении должно быть включено неяркое общее освещение. Нервная система. Вэтом возрастном периоде детям свойственна неустойчивость нервных процессов:дети не могут длительно удерживать активное внимание, легко отвлекаются напосторонние раздражители, быстро утомляются. Чрезмерная нагрузка у детей 4—6лет может привести к сильному утомлению, падению координации и точностидвижений, резкому уменьшению произвольного внимания и работоспособности.
Чтодолжно насторожить родителейРебенокчасто болеет, постоянно хлюпает носом, гнусавит — согласную «м» произносит как«б» («басло», вместо «масло»); спит с открытым ртом, храпит (здоровые дети нехрапят!); постоянно переспрашивает; жалуется на головную боль, частокапризничает, гримасничает, мочится в постель. Какобстоят дела с носовым дыханием, покажет простой тест: поднесите кусочек ваты кодной ноздре ребенка, а другую слегка прижмите пальцем. Попросите подышатьносом, и по движению ворсинок сразу увидите, насколько хорошо проходит воздух. Избавляетот заложенности и облегчает дыхание промывание носа раствором фурацилина,слабой настойкой прополиса, отваром ромашки, зеленым чаем или морской солью (1чайная ложка на стакан воды). Простудные заболевания. Малокто из детей 3—6 лет не болеет гриппом и другими острыми респираторнымизаболеваниями (ОРВИ), которые принято называть простудными. Большинстволюдей в возникновении простудного заболевания обычно винят холод, сырость,сквозняки, поэтому многие родители стараются ребенка потеплее укутать иповысить температуру в помещении. Но, к сожалению, все эти мероприятия нетолько не дают желаемого результата, а, напротив, из-за этого ребенок болеетчаще. «Укутанный» ребенок быстро перегревается, потеет и, расстегнув одежду,сразу переохлаждается. При этом еще недостаточно сформированная системаиммунной защиты организма ребенка неадекватно реагирует на внешниеотрицательные воздействия, т.е. ослабляет сопротивляемость появляющимсяинфекциям. Плохая, холодная погода заставляет ребенка больше времени проводитьв помещении, которое часто недостаточно проветривается. Это, в свою очередь,создает благоприятные условия для размножения микробов и вирусов. Пикдетских простудных заболеваний традиционно приходится на зимний период, нонекоторые вирусы активны весь осенне-зимне-весенний период. Поэтому, даже еслидо осени вылечен насморк и другие очаги инфекции, включая кариозные зубы,тонзиллит и аденоиды, уберечься от нового заболевания бывает нелегко. Особенносложно это сделать, если в окружении ребенка уже есть люди, больные вируснымизаболеваниями. Самыераспространенные простудные заболевания у детей — инфекции верхнихдыхательных путей. Как правило, острые респираторные заболевания протекаютотносительно легко и не приводят к развитию тяжелых осложнений, но тем не менеетребуют пристального внимания и овладения необходимыми навыками по уходу забольным ребенком, его лечению и предупреждению последующих заболеваний. Притемпературе не выше 380С жаропонижающие средства не нужны (за исключениемслучаев судорог). Для большинства детей такая температура безвредна, болеетого, она может мобилизовать защитные силы организма на борьбу с инфекцией. Ребенкув период болезни необходимо в рацион питания включать больше овощей и фруктов,особенно содержащих витамин С. Это мандарины, апельсины, грейпфруты, лимоны,клюква, смородина, черноплодная рябина. Очень полезны соки, морсы, компоты изфруктов. Многиеродители считают, что простуженного ребенка нельзя купать. На самом делегорячая ванна — весьма эффективное средство против простуды. Важна и чистотакожи, так как через ее поры выходят токсины. Только следите за тем, чтобы вквартире было достаточно тепло, после водных процедур малыш не долженпереохлаждаться. На что следует обратить внимание, если ребенокзаболел?Основнымисимптомами заболевания служат следующие: повышение температуры,недомогание, головная боль, рвота, плохой аппетит, слабость, потливость,неустойчивое настроение. Какухаживать? 1.Уложите ребенка в постель, так как, чем активнее он будет двигаться, тем выше унего будет температура. 2.Соблюдайте принцип: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Одевайте малышакомфортно, в соответствии с температурой в помещении, и ни в коем случае некутайте его, чтобы не было перегрева организма. Например, под ватным одеяломтемпература может подняться на градус выше, поэтому лучше укройте ребенкашерстяным или простыней. 3.Хорошо проветрите помещение, в котором находится заболевший ребенок, — этоэффективный способ снижения температуры тела. 4.Обязательно давайте ребенку пить — дробно, небольшими порциями, лучше воду илиморсы комнатной температуры; чем больше он выпьет, тем быстрее снизитсятемпература. 5.При повышении температуры выше 38°Cоботрите все тело ребенка губкой, смоченной теплой на ощупь водой (30—32°C) втечение 2—3 минут; после процедуры не вытирайте насухо, оставьте кожу слегкавлажной. Вызовитеврача неотложной помощи. Необходиморегулярно проветривать комнату, где находится больной ребенок, проводитьвлажную уборку. «Спертый» воздух раздражает слизистые верхних дыхательныхпутей, способствует размножению болезнетворных микроорганизмов. Важно помнить,что дети курильщиков больше подвержены простудным заболеваниям. Малина — очень эффективное народное лечебноесредство. Ее по праву можно отнести к чисто лекарственным растениям. То, что вмалине много витаминов, — это очевидно, но кроме этого, в ней очень многожелеза, цинка, меди, марганца. Поэтому эта ягода необходима взрослым и детям. Какмощное профилактическое, витаминное средство в «гриппозный» период врачисоветуют смешанные витаминные чаи из сушеных плодов малины и шиповника (вравных частях). При гриппе хороший эффект дают лечебные чаи из плодов малины илипового цвета (в равных частях), малины и душицы, мать-и-мачехи (также вравных частях). Вместо сахара для усиления эффекта можно добавить мед. Детямтакже можно приготовить смешанный малиново-клюквенный чай, он не тольковкусный, но и полезный. Кроме всего вышеперечисленного, малина обладает такжемощным противоаллергическим эффектом. Профилактика простудных заболеваний.Еслиребенок болеет часто, родители очень переживают, но не знают, что делать. Неуспел ребенок вылечиться от одного заболевания, как накладывается другое.Почему это происходит? Возбудители,попадающие в дыхательные пути ребенка от разных больных людей, могут отличатьсядруг от друга по своим свойствам. Поэтому специфические качества иммунитета,который выработал в течение заболевания организм ребенка к первому возбудителю,не всегда совпадают с признаками следующего возбудителя. И весь процесс болезниповторяется почти заново. Дляповышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниямприменяется хорошо всем известный способ — закаливание. Закаливание— целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающееповышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких ивысоких температур воздуха, ветра, влажности, резких перепадов атмосферногодавления. Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. Ксредствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениямиприводит к наибольшему оздоровительному эффекту. Применение закаливающихпроцедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение.Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местномохлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходиткак бы «гимнастика». Врезультате систематического и постепенного закаливания организма температуратуловища снижается, а конечностей — повышается. Температура кожи в разных исимметричных участках тела выравнивается. При применении всех средствзакаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов: · дозированиепроцедур в зависимости от возраста детей, их здоровья и индивидуальных реакцийна действующие факторы; · постепенноеповышение интенсивности процедур; · ежедневное,без перерывов, их проведение, начиная с самого раннего возраста; · постоянныйконтроль за влиянием процедур на организм; · комфортноетепловое состояние детей; положительная эмоциональная настроенность. Закаливание воздухом может проводиться круглый год.Закаливание детей воздушными ваннами начинается летом в безветренную погоду притемпературе воздуха не ниже 20°С. Продолжительность первых ванн не должна бытьболее 10—15 минут, из них 5—7 минут занимаются гимнастикой. Затем продолжительностьванн увеличивают постепенно. Нельзя допускать охлаждения ребенка, появлениядрожи, «гусиной кожи» и синюшности. Местные водные процедуры — утреннееумывание, мытье рук перед едой и мытье ног перед сном. Все эти процедурыпроводятся в соответствии с режимом. С четырех лет и старше дети моют лицо,шею, грудь, руки до плеч. После гигиенической процедуры мытья ног необходимопроводить обливание стоп и нижней половины голеней прохладной водой.Температура воды при начальных процедурах — 28°С, затем постепенно снижается до18°С. Обтирание — проводится после утренней гимнастики.Махровую варежку или полотенце смачивают водой определенной температуры,отжимают и обтирают последовательно шею, руки, грудь, живот, спину, ягодицы,бедра, голени, стопы. После этого растирают все тело мохнатым полотенцем доощущения приятной теплоты. Температура воды при первых обтираниях равна 33°С.Каждые 2—3 дня она снижается на 1—2°С и доводится до температуры 18°С.Температура воздуха в помещении при этой водной процедуре должна быть не ниже16°С. Детям с ослабленным здоровьем обнажение и обтирание проводят по частям, впорядке указанной выше последовательности. Общие обливания проводятся через1—1,5 месяца обтираний при ясно выраженных признаках благоприятного их воздействияна организм. Начальная температура воды при общих обливаниях и душахустановлена в 34—33°С, через каждые 2—3 дня она снижается на 1—2°С и доводитсязимой до 26°С и летом до 24°С. Ванны рекомендуется проводить 2 раза в неделюпри температуре воды 36°С продолжительностью 10 минут, с последующим обливаниемводой температуры 34°С. Купание — наиболее сильно раздражающая иохлаждающая процедура, поэтому каждый ребенок допускается к купанию только сразрешения врача. Купаниеобычно проводится после солнечных ванн и начинается при температуре воды нениже 22—24°С. Первые купания непродолжительны — 2—3 минуты, а последующиепостепенно увеличиваются. Время купания находится в строгой зависимости оттемпературы воды и воздуха, а главное — от состояния здоровья ребенка и егореакции. Нельзя допускать длительного пребывания детей в водоеме. Чрезмерноеохлаждение, проявляющееся в виде дрожи, посинения губ, «гусиной кожи», приноситвред здоровью. Максимальная продолжительность купания для дошкольников при ихактивном движении (плавание, игра в мяч и т.д.) составляет 8—10 минут. Детям,разгоряченным и вспотевшим, перед купанием необходимо посидеть спокойно 10—15минут. Здоровый образ жизни играетважную роль в профилактике любых заболеваний. Семейные лыжные прогулки, туризми другие мероприятия на свежем воздухе, плавание в бассейне, закаливающиепроцедуры и т.д. способствуют оздоровлению организма детей и взрослых. Десятьсоветов родителям:Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашегоребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или принеобходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-специалистам.В особых случаях, чтобы не было задержки сроков начала лечения, при появлениипервых характерных признаков заболеваний рекомендуется сразу обращаться кспециалисту в данной области медицины. Совет 2. Если вы замечаете, что ваш ребенок в кругу своихсверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бываютобмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте,необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога. Совет 3. Обратите внимание на поведение ребенка: чрезмернаяподвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость,плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения — это наиболеераспространенные симптомы психического напряжения еще слабой нервной системыребенка-дошкольника. При появлении этих признаков обязательно следует показатьребенка детскому психиатру. Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегдареагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеряголоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпитво сне, гнусавит при разговоре — проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача(отоларинголога). Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникаеттошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды,после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью кврачу-гастроэнтерологу. Совет 6. Обращение за консультацией врача-аллергологанеобходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция(сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-топищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки. Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще наруках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией —возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которыепоможет врач-дерматолог. Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок сощуривает веки,когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листомальбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (срасстояния 5 метров)не различает мелкие (до 1 смв диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка —обратитесь к окулисту (офтальмологу). Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: приходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступаютпри выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или инуюсторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол)во время рисования и т.п. — обследование состояния позвоночника долженпроизвести специалист-ортопед. Совет 10. Не забывайте о необходимости обязательных профилактическихосмотров вашего ребенка следующими специалистами: эндокринологом(предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушенийроста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление илечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов),логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).
12 августа 2018 в 20:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.